![]() |
![]() |
![]() |
На головну сторінку |
Холодильник заказывает продукты по интернету. Стиральная машинка сама выбирает программу стирки. Компьютер моделирует прическу. Их объединяет одно - современные интеллектуальные технологии, связанные с понятиями "искусственный интеллект", "инженерия знаний", "экспертные системы". Что это - нечто давно известное, но с новым названием, или действительно нечто новое? Чем отличаются интеллектуальные системы, скажем, от обычных компьютерных программ? Для ответа на этот вопрос сравним "распределение обязаннос- тей" между компьютером и человеком при решении прикладных задач в старых и новых технологиях: ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ОБЫЧНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА -------------------------------------------------------------- Постановка цели Человек Человек Описание ситуации Человек Человек ...................... Разработка плана Человек : Компьютер ......................................... Выполнение плана Компьютер Компьютер Выдача результата Компьютер Компьютер Обьяснение ---- Компьютер --------------------------------------------------------------- При решении задач с применением традиционных (чисто проце- дурных) компьютерных технологий можно выделить четыре основных этапа решения:
При этом три первых этапа проходит пользователь (разрабата- вая, например, программу на каком либо процедурном языке) и ка- чество результата, выданного компьютером, находится в прямой за- висимости от квалификации пользователя. В отличие от систем традиционного программирования, системы, основанные на знаниях, "берут на себя" решение задачи, если поль- зователь описал обьект и определил цель. Для решения задачи в этом случае используются встроенные, независимые от конкретных знаний об обьекте, алгоритмы вывода. Такой подход требует еще од- ного этапа: аргументации и обьяснения результата, иначе у пользо- вателя может возникнуть недовеврие к результату, поскольку меха- низм его получения скрыт от пользователя - "вшит" в систему. Таким образом, можно выделить три основных компонента систем обработки знаний:
Для эффективной работы с достаточно сложной программой надо или самому быть программистом или очень хорошо и долго изучать программу, чтобы полноценно пользоваться ее возможностями. Для эффективной работы с экспертной системой этого уже не требуется, поскольку экспертная система содержит в себе концентри- рованный опыт специалистов-экспертов, изложенный в компьютерной форме на языке баз знаний. Системы, основанные на знаниях, имеют свои особенности, отличающие их от систем дpугих типов.
Даже лучшие из существующих экспеpтных систем имеют опpеделeнные огpаничения по сpавнению с человеком-экспеpтом.
Системы, основанные на знаниях, имеют опpеделeнные пpеимущества пеpед человеком-экспеpтом.
Одна из важных разновидностей експертных систем - интеллекту- альные системы поиска информации. Обычно информационно-поисковые системы обеспечивают некоторый набор поисковых средств, которые можно условно разбить на несколько групп:
Каждый из видов поиска обладает своими достоинствами и недостатками по критериям скорости, обьективности, гарантии полноты, минимизации "шумов" и т.д. Достаточно сложные поисковые программы стараются снабдить пользователя максимальным набором функций, каждая из которых имеет дополнительно свои настроечные параметры, каждый из которых в свою очередь имеет свои нюансы применения. В целом получается довольно сложный монстр, сравнимый с панелью управления современного лайнера, и далеко не всякий пользователь долетит ло середины инструкции по его применению. Значительно привлекательнее выглядят эксперные поисковые системы. В вопросно-ответном режиме "на человеческом языке" система выясняет у человека цель его поиска, уточняет известные ему данные (заодно и анализирует их), дополняет данные (например, расширяет понятия с помощью словарей, тезаурусов). Далее система самостоятельно, на основе встроенных экспертных правил, определяет вид поиска и его параметры, а также область поиска и излагает свой план действий. Наконец, система находит информацию и оценивает степень ее соответствия запросу. Разработка баз знаний в сфере права имеет хорошие перспективы. Во-первых, это область, в которой применимы средства логического вывода. Во-вторых, язык закона сам по себе уже является частично формализованным языком представления знаний. Это объективные предпосылки для создания не только поисковых, но и консультирующих, аналитических, прогнозных экспертных систем. Норма права в формальной записи выглядит так: (Гипотеза - Диспозиция)& (Не(Диспозиция) - Санкция) Если рассматривать совокупность норм права как аксиоматическую систему, то дополнив ее механизмами логического вывода, можно генерировать экспертные системы различных назначений. Например, анализ совокупности норм права на:
Аналитические экспертные системы пригодились бы при разработке новых законопроектов, подготовке подзаконных актов и совершенствовании существующей нормативной базы. Возможна также разработка консультативных експертных систем:
Новые информационные технологии, опирающиеся на системы искусственного интеллекта, начинают доминировать над традиционным подходом и постепенно вытеснять его. И это естественно. Массовое призводство и потребление усложняются, а обучаемость человека имеет свои пределы. Следовательно, необходима автоматизация работы со знаниями. Экспертные системы как раз и предназначены для компьютерного хранения, тиражирования и применения знаний. |